Россия – государство, в котором на законодательном уровне закреплены достаточно строгие нормы в отношении концентрации алкогольных веществ в организме людей, управляющих транспортными средствами. Например, в большинстве стран Европейского союза установлена норма допустимой концентрации этальных веществ на уровне 0,5 промилле, в то время как российский законодатель в период с 2010 по 2013 года вообще прописал “сухой закон” для автомобилистов, то есть наличие даже 0,1 промилле по показаниям алкотестера могли стать причиной для привлечения к ответственности. 23 июля 2013 года был принят федеральный закон №169-ФЗ, который установил понятие минимально допустимой нормы содержания этилового спирта в теле человека, управляющего транспортным средством – 0,16 промилле в выдыхаемом воздухе. С 1 сентября указанный акт вступил в силу.
Характеристика нормативно-правовых положений о трезвости за рулём
До 2013 года положения, касающиеся трезвости водителей, были абсолютно однозначными – даже незначительное отклонение показателей от нулевой отметки считалось нарушением, за которым следовало наказание.
К сожалению, Россия занимает лидирующие позиции в мировой статистике по алкоголизму. Факт того, что значительная часть населения употребляет или злоупотребляет горячительными напитками, не мог не отражаться на количественных показателях “пьяных” аварий. В целом, менталитет и отношение населения к правовым нормам можно охарактеризовать словосочетанием “правовой нигилизм”. Так, например, в Германии сесть за руль после приёма спиртного не просто грозит огромным штрафом – самому автовладельцу такая мысль покажется абсурдом, так как закон запрещает вождение “под градусом”, а закон необходимо соблюдать.
В странах Восточной Европы больше преобладает позиция незнания, неуважения и пренебрежения нормами закона и права, особенно если они не являются полностью категоричными. Вероятно, такими причинами и объяснялась строгая позиция российского законодателя по отношению к количеству промилле у человека за рулём – только 0 и ни на долю более.
Однако факт того, что некоторые продукты питания и напитки, не относящиеся к спиртным, содержат определённый “градус”, что некоторые лекарственные препараты изготавливаются на спиртовой основе, и даже того, что используемые при проверке алкотестеры могут показывать данные с погрешностями, нельзя было игнорировать. Существовали даже случаи лишения водительского удостоверения в случаях, когда показания со значением больше 0 были результатом неисправности прибора, а не алкоголя в крови испытуемого.
В результате, чтобы не нарушать права тех водителей, кто, не принимая горячительные напитки, мог стать пешеходом на ближайшие пару лет из-за лекарственного препарата или выпитого кваса, законодательный орган РФ принял в июле 2013 года ФЗ №169, который вносил поправки в положения Кодекса РФ об административных правонарушениях. С момента его вступления в силу, а именно с сентября 2013 года, к управлению автотранспортным средством допускались водители, в чьём дыхании алкотестер мог обнаружить до 0,16 промилле этилового спирта.
Безусловно, вышеуказанный показатель отражает малозначительную концентрацию. Судя по расчётам медиков, человек с таким количеством алкоголя способен адекватно воспринимать реальность, оценивать ситуацию вокруг и свои поступки. Однако следует понимать, что восприятие даже такого количества этанола, в зависимости от ресурсов организма, может быть разным. Для кого-то полтора литра пива – совершенно неощутимый объём, а другого шатает после 500 миллилитров пенного напитка, соответственно, для первого типа людей 0,16 промилле – совершенно нормальный показатель, а второй категории людей нужно ездить только абсолютно трезвыми.
Санкции за управление авто в нетрезвом виде
Кроме того, что поправки внесли новое положение о допустимом количестве промилле, они ужесточили наказание для тех, кто может позволить себе сесть за руль автомобиля выпившим:
- нарушитель, впервые замеченный за рулём выпившим, должен будет уплатить штраф размером в 30 тысяч рублей, кроме того, он лишается права управления автомобилем на период от 1,5 до 2 лет;
- совершение такого проступка повторно увеличивает объём санкции – за него нужно будет уплатить более 50 тысяч рублей штрафа, и в течение 3 лет не садиться за руль – именно на такой срок водителя лишают удостоверения;
- если после этого, лишённый права вождения, пьяный нарушитель снова попадётся сотрудникам полиции за рулём, к нему может применяться мера наказания в виде штрафных санкций (снова таки, около 30 тысяч рублей), или административного ареста на 15 суток.
Водитель, передавший управление своей машиной пьяному человеку, тоже несёт наказание в виде штрафа и лишения водительского удостоверения на некоторый срок. Его продолжительность устанавливается в зависимости от того, что успел натворить его пьяный товарищ по несчастью за рулём авто, и в каком состоянии он находился.
Реакция общественности на принятые нормы
Как обычно, новшества в такой животрепещущей теме как вождение в выпившем состоянии, поделили и пешеходов, и водителей на два лагеря – одна часть населения обрадовалась таким демократическим изменениям, ведь теперь погрешности в работе приборов или выпитая с утра порция корвалола не станут причиной для составления протокола о совершённом правонарушении. Их оппоненты отметили, что такая тенденция в законодательстве об административных правонарушениях, а в частности, в той его части, которая регулирует безопасность на дорогах, весьма опасна. Почему некоторые политики и общественные деятели выступали против принятия такой поблажки для водителей?
Это легко объяснить – дело в том, что понятие “сухого закона” или нулевого промилле вводило абсолютно конкретное требование полного отсутствия этилового спирта в организме. То есть человек мог либо не пить и вести авто, либо выпить глоток или стакан спиртного, и уже понимать, что управление транспортном в таком случае грозит лишением прав. Появление такой неоднозначной категории – 0,16 промилле – внесло некоторые коррективы в эти установки. Теперь водители задумываются не о том, как избежать вождения авто после застолья, а о том, сколько можно выпить, чтобы, в случае проверки на трезвость, в выдыхаемом воздухе алкотестер показал дозировку не выше разрешённого максимума, забывая о том, что пить перед управлением автомобилем в принципе нельзя.
И всё же – сколько
Как много алкоголя можно выпить, чтобы не нарушить норму в 0,16 промилле? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Этиловый спирт в организме – очень непостоянная величина, и на его концентрацию и степень проявления влияет очень много факторов.
Мужчины и женщины, пожилые и молодые, худые и тучные люди – все они по-разному реагируют на один и тот же вид и объём алкоголя.
Кроме того, очень важный критерий восприимчивости к спиртным напиткам – наличие разнообразный заболеваний внутренних органов и систем. Например, организм человека, ослабленного инфекцией, вирусом, болезнью, приёмом гепатоагрессивных медицинских препаратов, онкологией или иммунодефицитом, более подвержен опьянению, чем организм среднестатистического здорового взрослого человека.
Алкоголь в организме не является устойчивым элементом – он постоянно выветривается. Средняя скорость выведения этанола из тела человека, снова таки, отличается в зависимости от пола и состояния печени. Общие значения выглядят так: 0,08-0,1 промилле в течение одного часа выходит у женщин, 0,1-0,15 промилле – у мужчин.
Большие объёмы алкоголя выходят немного быстрее, так как организму труднее им сопротивляться, так, например, 2 бутылки пива выветриваются с большей скоростью, чем одна, однако по времени это всё равно займёт больший промежуток.
Закон о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, вступивший в силу в 2013 году, установил, что, при проведении тестирования на алкотестере, в воздухе, который выходит из лёгких водителя, может присутствовать фоновая концентрация этилового спирта в количестве не более 0,16 промилле. Это значение соответствует дозировке 0,35 промилле в химическом составе крови. Однако это вовсе не означает, что законодатель поощряет пьянство за рулём – скорее таким образом он сделал попытку защитить тех, кто пользуется лекарствами на спиртовых настоях, водителей, которые могут употребить продукты, повышающее показатели промилле, но при этом являющиеся безалкогольными.
Безусловно, каждый водитель сам решает для себя, стоит ли употреблять спиртное, и потом управлять машиной в алкогольном угаре. Нельзя забывать о том, что автомобиль является сложным механизмом, и если его “пилот” неадекватен, он способен причинить немало горя окружающим, причём и сам водитель может пострадать.
Частые вопросы
Каковы основные положения закона о 0,16 промилле алкоголя в крови?
Закон о 0,16 промилле алкоголя в крови устанавливает ограничение на уровень алкоголя в крови водителей. Согласно этому закону, водители, управляющие транспортным средством, не должны превышать уровень алкоголя в крови 0,16 промилле.
Какие последствия могут быть для водителя при превышении уровня 0,16 промилле алкоголя в крови?
Превышение уровня 0,16 промилле алкоголя в крови водителя может привести к серьезным последствиям, включая штрафы, временное лишение права управления транспортным средством, и в некоторых случаях даже уголовную ответственность.
Какие меры предпринимаются для контроля соблюдения закона о 0,16 промилле алкоголя в крови?
Для контроля соблюдения закона о 0,16 промилле алкоголя в крови, правоохранительные органы могут проводить регулярные проверки уровня алкоголя в крови у водителей с помощью специальных тестов на алкоголь.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Соблюдайте закон о 0,16 промилле алкоголя в крови, чтобы избежать штрафов, лишения водительских прав и других негативных последствий.
СОВЕТ №2
Если вы употребили алкоголь, планируя водить автомобиль, убедитесь, что промилле в вашей крови не превышает установленного законом значения, или воспользуйтесь альтернативными способами передвижения.